Рассылка Mensh.ru #55

Полное иллюстированное описание суперсолнечного дома Cliff House, оборудованного уникальной солнечной системой отопления, охлаждения и вентиляции

Свет, цвет и поверхность

Цветовое решение может украсить или испортить впечатление о доме. Цвет с древних времен считается могучим фактором эмоционального воздействия.

Окраска помещений

Окраска помещений в теплые насыщенные цвета создает впечатление их затесненности, т.к. теплота и насыщенность скрадывают пространство, а окраска помещений в голубой и другие светлые холодные цвета, наоборот, создает ощущение простора.

В комнате с большим количеством естественного света общий цветовой тон тяготеет к теплому. В комнате, выходящей на серую стену, свет получается холодным, если не покрасить элементы интерьера насыщенными теплыми красками.

Для точной установки характера света можно воспользоваться фотоаппаратом с цветной пленкой. При правильной экспозиции и обработке пленки белые стены будут иметь розоватый оттенок при теплом свете и голубоватый — при холодном.

Для получения комфортного интерьера следует так подобрать цвета, чтобы они с источником света и отражающими поверхностями создавали в центре помещения теплый, красно-желтый рефлекс. Для этого прежде всего используются теплые цвета, а зеленый, синий и белый применяются реже и в основном рядом с окнами и светильниками.

Светотень

Светотенью называют градацию перехода от света к тени на трехмерном объеме. Наиболее богаты переходы от света к тени на светлых поверхностях. Светотеневые эффекты выявляют рельеф и фактуру поверхности, трехмерность форм.

Если свет рассеянный и теней нет, рельеф предметов теряется, их форма кажется более плоской. Восприятие формы затрудняется и при слишком интенсивном одностороннем освещении, которое делает резкий контраст между светом и тенью с плохо различимыми оттенками этого перехода. При пасмурном небе с рассеянным светом вертикальные членения почти незаметны, и их мало в народной архитектуре северных районов. Горизонтальные карнизы, полочки, поребрики читаются даже при небольшом выносе и слабой освещенности неба. В южных районах яркое слепящее солнце выравнивает неровности поверхности и даже круглые формы колонн и столбов воспринимаются плоскими. Для повышения объемности восприятия еще в Древнем Египте на колонны наносили вертикальные насечки — желобки (каннелюры). Они придавали колонне легкость и стройность, создавая богатую светотень.

Свет, направленный из-за объекта, скрадывает пластику поверхности и активно выявляет силуэт сооружения. В условиях слишком слабого или слишком сильного освещения большим декоративным эффектом обладают решетки и прорезные доски, силуэт которых легко читается благодаря разнице освещения поверхности и пространства за ней.

Естественное освещение

Естественное освещение всегда учитывалось при выборе формы жилых домов в народной архитектуре. Стремление к оптимальному естественному освещению собственного дома вызвало разнообразие конфигураций и приемов группировки жилых домов.

Необходимость смягчить резкий солнечный свет в южных широтах обусловила освещение помещений античного жилища через атриум (центральное помещение с отверстием в покрытии). В римской и византийской архитектуре это помещение превращается в окруженный открытой галереей внутренний двор — перистиль.

Освещение жилых помещений через озелененный внутренний двор и использование солнцезащитных устройств в виде пергол или больших свесов кровли, затеняющей окна, до сих пор является типичных для народной архитектуры южных районов.

Искусственное освещение

Искусственное освещение интерьеров становится активным средством пространственной организации помещений, выявления пластики и фактуры поверхностей. Оно может быть равномерным или сосредоточенным, должно соответствовать цветовому решению интерьера, оборудоваться таким образом, чтобы избежать излишней «блесткости», возникающей вследствие слишком резких контрастов яркостей в поле зрения.

Естественная смена освещенности и цвета в природной среде создала ряд устойчивых ассоциативных ощущений, например, тревоги от мрачности и таинственности сумерек, возбуждения и бодрости от яркого солнечного света.

Композиционные приемы работы со светом основываются на организации концентрированного или рассеянного освещения либо их комбинирования. В естественных условиях пространственная форма освещается преимущественно рассеянным светом небосвода, для искусственного освещения характерно использование прямого света и света, отраженного от поверхностей стен, потолка. Для выявления пластичных свойств ограждающих поверхностей следует избегать появления резких границ света и тени, «растягивать&raqup; градации освещенности.

Скользящий свет проявляет пластику поверхности. При больших проемах получается «заливающий» свет, способствующий выявлению геометрических качеств ограждений по контурам и силуэтам.

Использование естественного освещения может подсказать форму потолков и конфигурацию помещений, искусственное освещение само является средством архитектурной композиции.

Пространство, где находятся люди (социальное пространство), обычно освещено ярче. Если освещение равномерное, социальные функции освещения пропадают; если группа людей находится в освещенном пятне, которое соответствует границам их микропространства, то такое освещение объединяет группу и способствует общению. Местное освещение позволяет лучше сосредоточиться на работе, чем ровное освещение. Низкая лампа над обеденным столом сближает сидящих вокруг.

Освещение следует размещать низко и целенаправленно, создавая отдельные круги света над креслом, столом, ковром, где играют дети. Декоративные свойства искусственного освещения проявляются при точечном освещении предметов, растений, кривых поверхностей, воды.

Орнамент

Орнамент не только украшение, но и неотъемлемая часть жилища. Целостное пространство дома, комнат состоит из переплетения множества внутренних, невидимых чужому глазу границ: функциональных зон, материалов, поверхностей, объемов. Углы, места стыковки различных фактур поверхности, окна, дверные проемы, отдельные столбы — вот те участки, которые обычно оформляются орнаментом. Цель орнамента в этом случае заключается в смягчении перехода от одного пространства к другому и в подчеркивании наиболее значимых элементов формы.

У каждого народа есть свои излюбленные цветовые сочетания и ритмические вариации, специфические орнаментальные мотивы, системы символов и аллегорий. Сложившиеся веками они создают богатый простор для творческих исканий.

Для росписей и украшений в народном жилище использовали чаще всего накладные доски, нащельники, гладкие поверхности стен под потолком и сам потолок. Декоративный пояс с наружной стороны дома образовывали резные наличники, распашные ставни «обоконки», пышные балконы-«выходы», устраиваемые перед окном светелки исключительно для украшения. Фасадный декор деревянного дома складывался из резных карнизов, фиксирующих границу собственного сруба и фронтона, резных досок, прикрывающих торец кровли, угол фронтона, оконные и дверные коробки, элементы крыльца.

При строительстве дома всегда возникает вопрос с удалением отходов. При отсутствии центральной канализации многие, долго не мудрствуя, делают теплый туалет с выгребной ямой и вынуждены поэтому постоянно пользоваться услугами ассенизаторов. Некоторые «купились» на рекламу, предлагающую «биотуалеты», которые на самом деле являются просто химическими туалетами и производят ядовитые химические продукты, а не окисленные продукты биоразложения. Но уже несколько десятков лет существуют настоящие биологические туалеты, в которых копируются природные процессы биоразложения до безопасного и полезного удобрения. Одним из известнейших является классический однокамерный биоректор Clivus Multrum. Единственное серьезное препятствие к его использованию во многих странах — достаточно высокая стоимость. В университете Мак-Гилл (Монреаль, Канада) была разработана упрощенная версия этого биоректора под названием Clivus Minimus для изготовления в домашних условиях. Получить чертежи и инструкции по запуску в работу и эксплуатации этого компостирующего туалета можно Здесь