Рассылка Mensh.ru #54

Полное иллюстированное описание суперсолнечного дома Cliff House, оборудованного уникальной солнечной системой отопления, охлаждения и вентиляции

Соразмерность элементов архитектурной формы

Здания, их части, комнаты мы воспринимаем относительно соседних элементов и размеров самого человека. Такие соизмеримые свойства, как геометрические формы, гладкая или шершавая фактура поверхности, длина, ширина, глубина помещения, воспринимаются через отношения тождества, нюанса, контраста частей и масштабности, пропорциональности целого.

Тождество

Тождество — равенство соизмеримых признаков. Повторение тождественных элементов образует метрическую закономерность. Тождественность линейных измерений пространственной формы (куб, шар) служит выражением ее внутреннего равновесия, статичности, неподвижности.

Нюанс

Нюанс — отношение, при котором сходство выражено сильнее, чем различие. Признаки сходства связывают ритмический ряд. Нюансное отношение граней пространственной формы (прямоугольник, близкий к квадрату) также не преодолевает инерцию покоя.

Контраст

Контраст — отношение, при котором преобладает различие однородных свойств. Ряд контрастных элементов объединяется противоположностью признаков. Контраст порождается не просто разностью, несходством, а полярностью, противоположностью свойств.

Контрастность элементов пространственной формы рождает ее динамичность, ощущение движения в сторону преобладающей величины.

Как и все другие средства организации пространственной формы, тождество, нюанс и контраст не могут быть произвольно избранными отношениями. Пространственная структура с различными соотношениями возникает в архитектуре в соответствии с назначением здания и конструктивными возможностями.

Обычные примеры контрастного сопоставления в архитектуре — это контрасты высоких и низких, плоских и объемных, больших и малых форм. Контрастны могут быть и такие свойства, как замкнутость и раскрытость, тяжесть и легкость. Контрасты цвета (дополнительные цвета) и фактуры (гладкое-шероховатое) дополняют сопоставление объемов.

Контраст подчеркивает свойства форм, делает их более впечатляющими; нюансы, напротив, сближают несхожее, сглаживают различия. Контрастные и нюансовые отношения создают оптические иллюзии, которые усиливают впечатление от архитектурной композиции при восприятии. Вертикальная составляющая кажется нам больше горизонтальной, даже если их размеры в натуре равны. Геометрическая фигура, вписанная в более крупную, кажется заметно меньше, чем равная ей по размеру, но соседствующая с более мелкими. Уменьшая размеры окон на фасаде, можно добиться большей монументальности. Большее пространство кажется еще более обширным, если оно раскрывается сразу после маленького и затесненного.

Нюансы в отношении между элементами ряда вызывают иную иллюзию. Действительная разница величин крайних элементов ряда кажется совершенно неправдоподобной, ошибка при зрительной оценке составляет до 20%.

Контрастные и нюансовые отношения нередко выступают в роли элементов, определяющих масштаб архитектурной композиции.

Масштаб

Масштаб — отношение, позволяющее определить неизвестную величину в соотношении с известной. Чтобы человек мог реально воспринимать величину объекта того же дома, ему необходимо хотя бы подсознательно сравнивать размеры здания и деталей с чем-либо хорошо известным.

Архитектурный масштаб — степень крупности архитектурных форм по отношению к человеку. Отношение человек-здание может рассматриваться в трех аспектах:

Архитектурный масштаб выступает и как средство архитектурной композиции, и как художественное качество формы. Значимость здания, его крупномасштабность отнюдь не равнозначны крупным размерам здания. Нередко можно наблюдать, что крупное здание не воспринимается таким, как оно есть на самом деле, а здания одной и той же величины производят впечатление различных по высоте. Фактические размеры здания и его масштаб находятся в прямой зависимости. Взаимосвязь между размерами архитектурного сооружения и его масштабом проявляется через соотношения общей массы здания и его членений.

Масштаб здания задается уже на начальных стадиях разработки его плана, в котором учитываются функциональные и социальные процессы, происходящие внутри. Масштаб экстерьера задается системой членений объема, соотношением частей и целого. Зрительная величина здания зависит от его связи с окружающим пространством, ландшафтом, соседними объектами. Воспринимая объект, человек сознательно или подсознательно сравнивает его со своими размерами и моделирует возможные сценарии поведения людей.

Масштабная выразительность

Масштабная выразительность архитектурной композиции во многом зависит от знания законов зрительного восприятия и умения корректировать зрительные иллюзии. Рассмотрим некоторые из этих законов:

Пропорции

Пропорции в архитектуре означают отношение подобных отрезков или фигур. Пропорциональный строй сооружения должен отвечать основному требованию гармонии — сочетать единство и многообразие. Цельность — условие существования композиции, многообразие необходимо для ее содержательности.

Отношения соответствующих сторон подобных фигур равны между собой. Расположенные рядом или одна на фоне другой, подобные фигуры образуют взаимосвязанную композицию. Например, при расположении большого проема на плоскости стены или для согласования формы чередующихся простенков и окон можно использовать подобные прямоугольники. Диагонали подобных прямоугольников параллельны (при параллельном расположении соответствующих сторон), поэтому для построения простейшей пропорциональной зависимости между прямоугольными плоскостями необходимо следить, чтобы их диагонали были либо параллельны, либо перпендикулярны друг другу. Принцип геометрического подобия применялся еще в Древней Греции для установления соразмерности между крупными частями здания и их деталями.

Последовательный ряд подобных фигур может быть связан двумя основными видами закономерности возрастания, основанными на геометрической или арифметической прогрессии. Особые свойства, чрезвычайно существенные для создания системы соразмерности, возникают в геометрической пропорции, если последний член ее приравнять к сумме двух первых. Такую пропорцию называют «золотой» или «золотым сечением».

Золотое сечение выражает идею деления целого на свои подобия таким образом, что возникающие величины, складываясь, могут воссоздать исходный размер и полученные отрезки гармоничны во всех сочетаниях. В количественном выражении ряд золотого сечения представляется такой последовательностью: 0,056; 0,090; 0,146; 0,236; 0,382; 0,618; 1,000 ... и т.д.

Отношение любых соседних чисел ряда выражается числом 0,618. Деление отрезка в золотом сечении легко осуществляется графически, в то время как весь ряд состоит из иррациональных чисел.

Многие, если не большинство произведений искусства, поражающих нас своей гармонией, имеют внутренние закономерности, основанные на пропорции золотого сечения, но это, конечно, не единственное условие превращения сооружения в произведение искусства.

При строительстве дома всегда возникает вопрос с удалением отходов. При отсутствии центральной канализации многие, долго не мудрствуя, делают теплый туалет с выгребной ямой и вынуждены поэтому постоянно пользоваться услугами ассенизаторов. Некоторые «купились» на рекламу, предлагающую «биотуалеты», которые на самом деле являются просто химическими туалетами и производят ядовитые химические продукты, а не окисленные продукты биоразложения. Но уже несколько десятков лет существуют настоящие биологические туалеты, в которых копируются природные процессы биоразложения до безопасного и полезного удобрения. Одним из известнейших является классический однокамерный биоректор Clivus Multrum. Единственное серьезное препятствие к его использованию во многих странах — достаточно высокая стоимость. В университете Мак-Гилл (Монреаль, Канада) была разработана упрощенная версия этого биоректора под названием Clivus Minimus для изготовления в домашних условиях. Получить чертежи и инструкции по запуску в работу и эксплуатации этого компостирующего туалета можно Здесь