Рассылка Mensh.ru #53

Полное иллюстированное описание суперсолнечного дома Cliff House, оборудованного уникальной солнечной системой отопления, охлаждения и вентиляции

Средства пространственной формы

Архитектура — один из древнейших и значительнейших по своему воздействию видов искусства. Формы архитектурных произведений образуют своеобразный язык, воздействующий на эмоции человека.

В восприятии человеком пространства и предметного мира участвуют живое созерцание, абстрактное мышление и опыт. Источником наших знаний о сооружениях является живое созерцание, ощущение фактуры и других свойств поверхности.

Трехмерная пространственная форма во всей полноте раскрывается для человека только в последовательности зрительных впечатлений. Для того, чтобы полностью воспринять архитектурную композицию, надо стать участником процессов, для которых предназначено здание.

Среди качеств пространственной формы, определяющих впечатление от постройки, наиболее важными являются единство, целостность, равновесие, движение, соподчинение.

Единство

Это качество, необходимое для композиции в любом виде искусства, но в архитектуре оно многосторонне и выражается в понятиях: ансамбль, среда, стиль, соответствие формы и содержания.

Простейший вид единства — утилитарные формы индустриальных зданий, в которых форма полностью обусловлена конструкцией. При любом расчленении пространства возникает проблема соподчинения частей. Четкое выделение основного объема и подчиненных ему второстепенных элементов является первой задачей композиции.

Расчленение формы на равнозначные элементы не создает единства, т.к. равные части не соподчиняются друг с другом. Если каждая из частей имеет самостоятельную внутреннюю организацию (и обладает ясно воспринимаемой закономерностью очертаний), то единство распадается полностью (например, два одинаковых дома, поставленных рядом).

Единство вновь возникает только в том случае, если количество одинаковых элементов достаточно велико и они воспринимаются как ряд.

Другой случай единства может возникнуть, если одинаковые объемы подчинены главному элементу, отличающемуся от них большей величиной, крупными формами, силуэтом, пластикой, своим нахождением в общей композиции. Два одинаковых элемента, каждый из которых имеет свой акцент, связываются в композицию путем смещения главных элементов к общему центру.

Симметрия

Симметрией мы называем одинаковое расположение частей по отношению к плоскости или линии. Наибольшее распространение в архитектуре получила зеркальная симметрия (симметрия левого и правого). В этом случае одна половина сооружения является как бы зеркальным отражением другой. Воображаемая плоскость, делящая форму на две равные части, называется плоскостью симметрии. Проекция плоскости симметрии (центральная ось фасада) определяет обычно размещение главного входа и самой высокой точки сооружения.

Симметрия не может быть оправдана, если построение плана сделано без учета реальных жизненных процессов. Не может быть оправданием симметрии и одинаковое по отношению к оси расположение неравнозначных помещений (например, симметрия общей комнаты и встроенного гаража).

Симметрия объединяет композицию. Расположение главного элемента по оси подчеркивает его значимость, усиливает целостность композиции. Каждая деталь в симметричной системе (оконный проем, дверь) существуют как двойник своей обязательной паре, расположенной по другую сторону оси, и благодаря двойственности отдельных элементов сооружение «читается» целиком даже при восприятии с одной стороны.

Применение симметрии в архитектуре должно быть связано с целесообразностью организации бытовых процессов и логикой конструкций. Симметричные формы производят впечатление волевой организованности, величественности, поэтому симметрия сковывает, навязывает условности не только форме здания, но и людям, которые в нем находятся.

В жилом доме трудно соблюсти полную симметрию. Нарушенную, частично расстроенную симметрию мы называет дисимметрией. Дисимметрия — широко распространенное явление в живой природе. Человек тоже дисимметричен, несмотря на то, что очертания его тела имеют ось симметрии. Дисимметрия сказывается в неточном повторении относительно оси черт лица, расположении сердца, многих других органов. В архитектуре дисимметрия также вызвана функциональной целесообразностью, но подчеркивание неравенства обладает еще и эмоциональным эффектом. Любое отклонение, отсутствие даже мелкой детали нарушают равновесие и порождают напряжение во всей системе.

Асимметрия

Асимметрия — отсутствие симметрии при организации пространственной композиции. Единство асимметричной системы достигается не тождеством частей и их расположения, а зрительным равновесием.

Соподчинение частей — основное средство организации асимметричной композиции. Подчинены общей закономерности не только размеры и пластика объемов, но и открытые пространства между ними.

Композиционная связь частей строится относительно оси равновесия, а не оси симметрии.

Применение асимметрии при решении композиционных задач обусловливается желанием уйти от торжественной строгости и придать сооружению более живописный характер. Асимметрия — общая особенность композиций зданий, возводимых за несколько строительных периодов, что характерно для жилища. Симметрия, как правило, ограничивает последующее развитие (пристройки возможны лишь по оси или симметрично с двух сторон). При асимметричной композиции такое положение не обязательно, т.к. в ней допускается сосуществование разнохарактерных элементов. Такая гибкость позволяет в органическом единстве с существующим объемом здания возводить новые постройки, не придавая им характер существующих. Асимметрия связана с образным выражением «динамизма», движения формы во времени и движения процессов внутри нее.

Направленность, динамизм композиции — важное средство организации жизненных процессов. Ось — главное направление движения. Взаимное равновесие частей по сторонам оси сдерживает движение в иных направлениях. В помещениях, где преобладающим размером является высота, открытая взгляду вертикальная ось может создавать впечатление устремленности ввысь столь же энергично, как и горизонтальная, подсказывающая путь. Эмоция от горизонтальной оси становится особенно ясной благодаря тому, что мы действительно можем двигаться во влекущем направлении. Поэтому устремленное вверх пространство создает ощущение легкости, вытянутое - движение в заданном направлении, а равновеликое — ощущение статики, покоя.

Ритм

Это свойство, органически присущее многим явлениям природы и жизни человека. Повторение и чередование соразмерных элементов — одна из закономерностей реального мира — важное средство художественной выразительности. В музыке и танце ритм проявляется в звуках и движениях, чередующихся во времени, имеет активную динамическую форму. В архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве ощущение ритма создается чередованием элементов в пространстве. Это ритм статичный, где время заменено протяженностью, последовательность во времени заменена последовательностью в пространстве. Упорядоченная расстановка ряда форм облегчает его восприятие по сравнению с неупорядоченным множеством.

Для архитектуры ритм — средство выражения динамики процессов, организованных с ее помощью, и средство выражения динамических усилий в конструкциях.

Простейшая закономерность ритма — повторение равных величин. Для возникновения ощущения повторяемости, движения, число элементов должно быть более 5.

Ритм, организующий пространство, может быть также выражен в непрерывном изменении параметров единой формы, например, как в раковине улитки (спираль Фибоначчи положена в основу известного землебитного дома Nautilus).

Наиболее часто в архитектурной композиции встречается ритмический ряд, основанный на чередовании элементов (пилястры и лопатки каменной стены, окна и простенки). Ритмический ряд может строиться из активных элементов, перемежающихся интервалами, или из повторяющихся групп разнохарактерных элементов.

Закономерность построения ритмического ряда должна быть ясной, тогда любое нарушение ритма воспринимается как акцент. Продление ряда повышает его выразительность, однако чрезмерная его длина утомляет. 5, 7, 9 элементов в ряд воспринимаются энергично. 12, 15 элементов начинают создавать ощущение монотонности. Для того, чтобы оживить ряд, используется прием остановки ритма, нарушение последовательности интервалов и форм. Преодолению ритма служит и подчеркивание центральной части здания.

Отклонение от ритма; дисимметрия — часто след тех случайностей, которые неизбежны в жизни. В некоторых новых постройках архитекторы специально имитируют сложность и случайность, чтобы придать зданию жизненность и индивидуальность.

Для того, чтобы композиция обладала завершенностью, формирующий ее ряд должен быть остановлен, закончен. Этой цели служит сгущение элементов ряда (пилястр, уступов, ниш) на углах объема. Спокойный ритм фасадов, образованный окнами, может сдерживаться расширением крайних простенков или расположением дверного проема по оси.

При строительстве дома всегда возникает вопрос с удалением отходов. При отсутствии центральной канализации многие, долго не мудрствуя, делают теплый туалет с выгребной ямой и вынуждены поэтому постоянно пользоваться услугами ассенизаторов. Некоторые «купились» на рекламу, предлагающую «биотуалеты», которые на самом деле являются просто химическими туалетами и производят ядовитые химические продукты, а не окисленные продукты биоразложения. Но уже несколько десятков лет существуют настоящие биологические туалеты, в которых копируются природные процессы биоразложения до безопасного и полезного удобрения. Одним из известнейших является классический однокамерный биоректор Clivus Multrum. Единственное серьезное препятствие к его использованию во многих странах — достаточно высокая стоимость. В университете Мак-Гилл (Монреаль, Канада) была разработана упрощенная версия этого биоректора под названием Clivus Minimus для изготовления в домашних условиях. Получить чертежи и инструкции по запуску в работу и эксплуатации этого компостирующего туалета можно Здесь